Вступая в должность министра энергетики, Александр Новак не был против идеи создания национальной сетевой компании, выдвинутой бывшим вице-премьером по ТЭКу Игорем Сечиным. Видимо, чиновник поменял свое мнение и уже на прошлой неделе, после совещания у Владимира Путина, выступал однозначно против объединения сетей, - пишет "Компания". Однако, как бы ни управлялся сетевой комплекс, главным является вовсе не вопрос о том, кто принимает решения или владеет контрольным пакетом акций, а о том, как он распоряжается данными ему полномочиями. Например, прежнее руководство МРСК не раз критиковали за множество нерешенных вопросов, таких как "последняя миля" (повышенная плата за передачу энергии для крупных промышленных предприятий), консолидация сетевого хозяйства в регионах присутствия, рост издержек и износ оборудования. В то же время ФСК эксперты называют эффективной компанией. Не удивительно, что на новостях о возможном присоединении холдинга "МРСК" акции ФСК потеряли изрядную долю стоимости. Еще в мае Игорь Сечин предлагал передать электрические сети и ряд других энергоактивов в управлении "Роснефтегазу", компании, являющейся держателем 10% акций "Газпрома" и контрольного пакета акций "Роснефти" и до по последнего времени занимавшейся лишь аккумулированием дивидендов. Иными словами, на базе небольшой фирмы предлагалось создать энергетическую мегакорпорацию. Не удивительно, что идея не нашла понимания ни у инвесторов, ни у кабинета Дмитрия Медведева. Однако парадокс заключается в том, что от этой мысли фактически никто не отказался. Теперь чиновники предлагают создать управляющую компанию для ФСК и МРСК. Видимо, слова "от перемены мест слагаемых сумма не меняется" для властей имеют трактовку, отличную от традиционной. При этом вопрос повышения качества управления сетями и, в частности, приватизации МРСК пока также завис в воздухе. Александр Новак обещал вплотную заняться им после отопительного зимнего периода. Любопытен другой пример неоднозначной позиции Минэнерго. Речь идет о перечислении в бюджет дивидендов из кубышки "Роснефтегаза". Вроде бы правительство уже одобрило директиву о перечислении в казну 50 млрд руб. Однако один из собеседников "Ко" уточнил, что администрация президента эту директиву "не одобряла". Другими словами, "суета вокруг дивана", вернее вокруг огромных средств, продолжается. В то же время Минэнерго пытается лавировать между двумя центрами принятия решений федерального уровня - президентской и правительственной комиссиями по топливно-энергетическому комплексу. Секретарем первой является Игорь Сечин, председателем второй - Аркадий Дворкович. Как известно, они имеют диаметрально противоположные взгляды и на развитие ТЭКа, и на то, как этим развитием нужно управлять. Не удивительно, что, пытаясь не попасть под критику каждого из центров влияния, Минэнерго не может принять собственных волевых решений. Ведь, по сути, раздувание сметы банального совещания на 500-600 человек и отсутствие реального центра ответственности являются прямым следствием неэффективности действующей модели управления министерством.
|