Президент Роснефти Игорь Сечин и глава ExxonMobil Exploration Стивен Гринли в присутствии президента Владимира Путина подписали соглашения о совместной разработке семи участков на шельфе Арктики. Как сообщает «Коммерсантъ», в ответ госкомпания получила опцион на 25% в проекте ExxonMobil в Аляске Point Thomson.
Кроме того, стороны договорились рассмотреть возможности строительства завода СПГ на Дальнем Востоке. Игорь Сечин заявил, что теперь «беспрецедентное по своим масштабам партнерство между компаниями выходит на новый уровень». Гринли, в свою очередь, назвал новые соглашения «примером тесного и масштабного сотрудничества между Роснефтью и ExxonMobil».
В «российскую» часть соглашения попали семь участков общей площадью 600 кв. км в Чукотском и Карском морях, а также в море Лаптевых: Северо-Врангелевский-1, Северо-Врангелевский-2 и Южно-Чукотский в Чукотском море, Усть-Оленекский, Усть-Ленский и Анисинско-Новосибирский в море Лаптевых и Северо-Карский блок в Карском море. Их прогнозные ресурсы, по данным Роснефти, оцениваются в 10 млрд тонн нефти и 7,1 трлн кубометров газа.
Point Thomson — нефтегазовое месторождение в США на Аляске, оператором которого является ExxonMobil. Блок входит в проект North Slope, на нем также работают американская ConocoPhillips и британская BP. Запасы нефти Point Thomson оцениваются в 400 млн тонн, газа — 3 трлн кубометров, оно может обеспечить до 7% годовой потребности США в газе. На базе месторождения планируется строительство трубопровода для экспорта СПГ из Аляски в Азию, в частности в Китай. Проект рассчитан на десять лет, Exxon вложила в него более $1,5 млрд. Как пишет РБК daily, сотрудничество Роснефти и ExxonMobil на российском шельфе началось в 2011 году: для совместной работы были определены три месторождения в Арктике — Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3 в Карском море и одно месторождение в Черном море — Туапсинский участок.
| ЭКСПЕРТ: ТАКОЙ ОБМЕН АКТИВАМИ — ОТЛИЧНЫЙ ВАРИАНТ ДЕШЕВО ВЫЙТИ НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК | |
В апреле прошлого года российская компания получила от Exxon зарубежные активы. Она приобретет по 30% от доли ExxonMobil в Западном Техасе (в участке Ла-Эскалера Дэлавэрского нефтегазоносного бассейна) и Канаде (в участке Харматтан пласта Кардиум на территории Западно-Канадского бассейна), а также получила право на покупку 30-процентной доли в 20 принадлежащих Exxon участках в Мексиканском заливе.
Кроме того, партнерство двух компаний предусматривает добычу трудноизвлекаемой нефти Баженовской и Ачимовской свит в Западной Сибири, создание совместного Арктического научно-проектного центра шельфовых разработок (ARC) в Санкт-Петербурге.
Такой обмен активами — отличный вариант дешево выйти на зарубежный рынок, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. У Роснефти много шельфовых проектов, доли в которых она продолжит обменивать на активы за рубежом, которые тоже будут находиться на начальной стадии разработки.
Как напоминают «Известия», Роснефть получила право пользования 12 участками недр Арктического шельфа в январе. Компания активно «продвигала» свои интересы и торопила правительство, однако, ряд экспертов полагали, что Роснефть лишь старается «застолбить» свои права на эти территории, но не будет торопиться с их освоением.
С учетом возросших требований властей, Роснефть вряд ли могла отложить освоение полученных лицензионных участков в Арктике, говорит аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков. По сути, сделка зеркальна: соглашение подписанное российской госкомпаний с ExxonMobil предполагает возможность строительства СПГ-завода на Дальнем Востоке. Аналогичный объект, вероятно, появится и на Аляске при разработке газоносного участка Пойнт Томсон.
|