Компания Nord Stream 2, оператор строительства газопровода «Северный поток — 2», направила письмо главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру из-за риска дискриминации. В частности, компания просит уточнить вопрос применения к проекту принятых поправок к Газовой директиве ЕС.
Я думаю, поправки к Газовой директиве ЕС принимались как раз для того, чтобы применяться к «Северному потоку — 2».
Для «Северного потока-1» было предоставлено исключение, он не подпадал под регулирование. Но в принципе по закону на него не обязательно было распространять нормы «третьего энергопакета», и так как он был международным проектом и не весь находился на территории ЕС, на него не обратили внимания. При этом продолжение «Северного потока», OPAL и NEL однозначно находились на территории ЕС, поэтому к ним в полной мере применялись нормы «третьего энергопакета».
OPAL подвергся некоторой дискриминации: в течение нескольких лет предъявлялись требования о том, чтобы газопровод заполнялся «Газпромом» не на 100%, а на 50%, на остальную часть были найдены альтернативные поставщики. В результате «Северный поток» не мог быть загружен полностью, так как согласно законодательству РФ, только «Газпром» может осуществлять экспорт трубопроводного газа. Потом стороны пришли к компромиссу — аукционам на заполнение оставшихся 50%. В результате OPAL стал заполняться на 100%.
Так и здесь будет найден компромисс, скорее всего, тот же самый. Формально будут применены нормы. Допустим, в отношении собственности: компании, которые транспортируют газ, не имеют права его добывать и продавать. При этом в тех же OPAL и NEL есть доля «Газпрома».
«Газпром» никогда не говорил, что хочет владеть 100% «Северного потока — 2». Как мы знаем, ряд западных компаний финансируют этот проект. Очевидно, что после того, как они завершат финансирование газопровода, так или иначе получат доли владения в нем, соответственно, «Газпром» не будет стопроцентным владельцем.
Когда труба уложена уже на 50%, то бросить этот проект под водой уже выглядит бредом. Будет разговор о некоем компромиссе. Уже имелись прецеденты, когда продолжение «Северного потока — 1» попадали под такое же регулирование, но так или иначе компромиссы были найдены, и сейчас проект спокойно работает.
|