Представьте себе вечеринку в Москве. Дамы в бриллиантах в четыре ряда. Господа в галстуках за десять тысяч долларов. В определенный момент из коробок выпускают тысячи экзотических бабочек, специально привезенных для этого из Латинской Америки (каждая из них стоит около 800 долларов). Картина, настолько же пленительно красивая, насколько безвкусная. Однако такова - или таковой была до недавнего времени - московская реальность. Здесь сложился слой новых богачей, безвкусных и хвастающих своим богатством, как и все парвеню в этом мире, только еще безвкуснее и богаче.
Как оказалось возможно, спрашивает ничего не подозревающий читатель, что тот, кто еще в 1989 году получал 150-200 рублей в месяц, работая инженером или научным сотрудником на госпредприятии или в НИИ, в 1993 уже имел сотни миллионов долларов? Нужно было быть гением экономики! Ничего подобного. Нужно было всего лишь выйти на улицу, когда там шел денежный дождь, и широко раскрыть карманы. При этом следовало не быть помешанным на чистоте, потому что нигде и никогда не бывает дождей из чистых денег: они падают только вперемешку с дерьмом. А в этом случае еще и с пулями. Поэтому нужно было также обладать не слишком большой фантазией, потому что когда представляешь себе, как эти пули попадают тебе в голову - это мешает.
Короче говоря, в девяностые годы, когда богатства социалистической экономики были "приватизированы", т.е. поделены между вновь появившимися капиталистами, каждый, кто встал под этот дождь из денег, дерьма и пуль (и пережил его) мог стать богатым. Даже неизмеримо богатым. Потому что Россия - это неизмеримо большая и неизмеримо богатая страна.
В Москве сейчас более 30 миллиардеров, больше чем в любом другом городе мира. Их подсчитало русское издание журнала Forbes, за что получило недовольные отклики от подсчитанных миллиардеров. Прошло время, когда новые российские богачи не боялись никого, и меньше всего - государства. Теперь они снова знают слово "прокуратура". Лишь живущий в лондонском изгнании одиозный Борис Березовский, бывший "крестный отец Кремля" был, наоборот, недоволен. Его, мол, изобразили слишком бедным.
Действительно ли те, кто встал под дождь и получил в собственность российские природные богатства (газ, нефть, алюминий, никель и т.д.) и построенные в СССР шахты, фабрики, нефтепроводы, были самыми умными и предприимчивыми? Вряд ли. Скажем прямо: это буржуазия, которой не нужна страна, и тем более Россия. Речь идет прежде всего о тех, кто посвятил себе эксплуатации полезных ископаемых. Другие "новые русские" (которые победнее) строят, модернизируют, создают новые фабрики, продают промышленные изделия. Они меняют Россию, и не только Россию. Ведь среди создателей поисковой системы Google, получившей громкий успех в 90-е годы, был и молодой россиянин. Сегодня он - миллиардер, правда, американский.
Когда главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова (недавно убитого) в одном из интервью спросили, не видит ли он сходства между сегодняшней Россией и США 30-50-х годов, он ответил на этот вопрос отрицательно. Американские мафиозные кланы, по словам Хлебникова, никогда бы не смогли в таких масштабах контролировать экономику и оказывать такое влияние на государство, какое оказывали на российское государство в ельцинскую эпоху Березовский и прочие "приватизационные" миллиардеры. Это отрицание, наверное, связано с американским патриотизмом урожденного американца (несмотря на русское имя) Хлебникова. Кеннеди, как известно, стал президентом тоже не без помощи чикагской мафии, и это нельзя назвать незначительным вмешательством в государственные дела. Однако после выборов неблагодарное семейство Кеннеди буквально задушило своих покровителей из преступного мира. И это было началом медленного конца организованной преступности и ее классической форме.
Здесь возникает еще одна - неожиданная - параллель с Россией. Если правда, что Владимир Путин тоже не без помощи денег Березовского и других олигархов пришел на место Ельцина, который превратился в игрушку в руках своего ближайшего окружения и больше ни на что не годился, то миллиардеры, которые надеялись в лице Путина иметь "ручного" президента, этакую страховку в Кремле, были быстро разочарованы. Скоро им не осталось ничего другого, как объявить себя "борцами за демократию", дабы обеспечить себе пути отхода.
Некоторые из них сейчас предстают перед судом, другие живут за границей, главным образом в Англии, где, судя по всему, охотно предоставляют "политическое убежище" непрозрачным миллиардным состояниям. Но у них много денег, много влияния, много платных и бесплатных помощников и сообщников. Будем надеяться - во благо стабильности ядерной России, а, следовательно, и всего мира - что наша параллель с Кеннеди не окажется верной до конца.
Писатель Олег Юрьев родился в 1959 году в Ленинграде и вот уже несколько лет живет во Франкфурте-на-Майне.
|