-->
Согласно расчетам Минэнерго цена 1 литра бензина Аи-92 через три года может вырасти с нынешних 23–24 руб. до 28 руб., что связано с увеличением топливных сборов. Как пишет Независимая газета, инициатива Минфина с 2011 года снизить вдвое транспортный налог, повысив при этом акцизы на автомобильное топливо, направлена на ликвидацию бюджетного дефицита, не позволяющего в полном объеме финансировать дорожную отрасль. Однако, предложенный механизм не учитывает многих нюансов российской жизни. Например, он нарушит права тысяч водителей – инвалидов, ветеранов и т.п., — освобожденных сегодня от уплаты транспортного налога. Вынужденные покупать существенно подорожавший после повышения ставок бензин, эти люди фактически лишатся своих льгот.
По словам главы департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Ильи Трунина, предполагается ежегодно увеличивать топливные акцизы на 1 руб. в течение трех лет. При этом транспортный налог на автомобили с маломощными двигателями вообще может быть отменен, а на машины с мощными двигателями – снижен вдвое. «Мы предлагаем снизить все ставки транспортного налога в два раза и предоставить возможность субъектам принимать решения об отмене налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил», – пояснил Трунин.
Средства, собранные с автовладельцев по новой схеме, пойдут на формирование дорожных фондов: федерального – 468,1 млрд. руб. в год и региональных – 438,1 млрд. руб. Чиновники считают, что данных средств хватит, чтобы вдвое увеличить затраты на ремонт отечественных дорог. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, дорожные фонды будут прописаны в федеральном бюджете на 2011 год.
Эксперты в целом приветствуют правительственные инициативы. В своем нынешнем виде – рассчитываемый от мощности двигателя – транспортный налог не отвечает интересам ни потребителей, ни государства. В то же время во многих странах мира транспортный налог включен в стоимость автомобильного топлива. В Голландии пошли еще дальше – там фиксируют все поездки автомобилей с помощью систем спутниковой навигации (GPS), присылают по итогам года соответствующий счет каждому автовладельцу. Такая система справедлива – чем больше человек ездит, тем большие расходы должен нести на ремонт, содержание и строительство дорог.
Но чиновникам показалось проще «растворить» транспортный налог в бензине. При этом Минфин, предлагая повысить акцизы на автомобильное топливо сразу на 3 руб., явно решил не мелочиться. Между тем, согласно расчетам Союза автомобилистов России, повышение акцизов всего на 83 коп. за литр бензина полностью компенсировало бы выпадающие доходы бюджета из-за отмены транспортного налога.
Недоумение у экспертов вызывает и намерение сохранить налог для владельцев машин с двигателями мощностью более 150 лошадиных сил. В основной массе это не миллионеры, а обычные люди, иногда даже с доходом ниже среднего, владеющие подержанными автомобилями, в разные годы привезенными из-за границы. Фактически речь идет о двойном налогообложении нескольких миллионов человек.
Партнер, глава налоговой практики Международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов отмечает, что еще недавно депутатами обсуждалось предложение включить всю сумму транспортного налога в стоимость бензина. На сегодня же речь идет и о сохранении транспортного налога, пусть с пониженными ставками, и об одновременном увеличении суммы акцизов на горюче-смазочные материалы. Очевидно, что в результате таких нововведений налоговая нагрузка на автовладельцев только возрастет, поскольку повлечет ощутимый рост цен на бензин.
|