Ускоренный запуск Ачинского НПЗ призван снизить риски роста цен на топливо из-за его остановки. Однако без ГФУ завод не сможет работать на полной мощности, говорят источники на рынке, месячный выпуск бензина составит не 100-120 тыс. тонн, как до аварии, а только около 90 тыс. тонн. Сейчас “Роснефть” замещает выпадающие объемы закупками у Омского НПЗ “Газпром нефти”, уфимской группы НПЗ “Башнефти”, на бирже и у своего Ангарского НПЗ. По словам Максима Назарова из Reuters, пока ресурсов топлива “Роснефти” хватает и о дефиците речь не идет. Но эксперт прогнозирует возможные сложности в августе-сентябре, когда часть заводов уйдут на ремонт.
Тем временем розничные цены продолжают догонять оптовые, которые начали расти на 5-10% с середины июня. Господин Назаров полагает, что это связано с сезонным увеличением потребления, к которому добавились еще и выпавшие объемы Ачинского НПЗ. В конце июня цена литра АИ-95 перешагнула на АЗС ЛУКОЙЛа психологическую отметку в 35 руб. за литр. Кроме того, рекордные цены установились в опте. По данным Московской топливной ассоциации, средняя стоимость АИ-92 составила 31,58 руб., АИ-95 — 34,52 руб. за литр. Максим Назаров отмечает, что розничные цены растут вслед за оптовыми. По данным агентства “Аналитика товарных рынков”, например, на Московском НПЗ АИ-92 в этом сегменте подорожал на 850 руб., до 38 250 руб. за тонну, АИ-95 — на 650 руб., до 40 300 руб. за тонну.
Максим Назаров полагает, что увеличение цены в розницу будет растянуто на один-два месяца — нефтяники опасаются резкого роста. К ноябрю, когда часть объемов Ачинского НПЗ вернется на рынок, стоимость топлива в опте и рознице обычно снижается из-за сезонного фактора. В результате уже к осени последствия аварии на НПЗ для рынка могут сгладиться.
|